Российское законодательство о защите прав потребителя охватывает широкий спектр отношений, касающихся не только приобретения товаров. Любые взаимоотношения, в которых фигурирует предоставление услуги, предмета (физического объекта), компенсации при оговоренных условиях относятся к области потребления, если одной стороной является физическое лицо.
Это особая область взаимодействия с точки зрения права, поскольку законодательство защищает право физического лица перед представителем бизнеса. На отношения между гражданами по общим договорам потребительские права и обязанности не распространяются.
Для направления в суд искового заявления о защите (нарушении) прав потребителя необходимы определенные условия и доказательства.
С точки зрения суда, истец должен доказать ряд существенных фактов и обстоятельств:
При этом важно, чтобы в роли продавца выступало лицо, для которого эта деятельность является основной, видом ведения экономической деятельности.
Применить положения закона о защите прав потребителя нельзя, например, к продавцу вещи, бывшей в употреблении и ранее приобретенной для собственного использования. Не распространяется этот закон и на отношения между компаниями, предпринимателями и другими субъектами хозяйственной деятельности — для этого есть ГК РФ и предусмотренные им договоры.
В отношении любого товара или услуги есть однозначные критерии, по которым можно настаивать на защите ваших потребительских прав.
В части исполнения исковое заявление о защите права потребителя может быть реализовано как требование возврата товара и денег, замены товара, переделки некачественной работы.
Применить этот закон можно и в отношении страховой компании, которая занижает сумму страхового вознаграждения, и в отношении застройщика, затянувшего сроки сдачи квартиры или нарушившего условия договора в части качества и свойств объекта.
Распространенное заблуждение — это право в любой момент поменять любой товар в течение 14 дней без доказательства его недостаточного качества. Это положение закона не распространяется на ряд товаров, перечень которых приведен в Постановлении правительства от 19 января 1998 г. N 55.
Например, обменять исправную стиральную машину или другую бутовую технику только потому что она вам "не понравилась", не получится. Придется либо договариваться с продавцом, либо искать доказательства ее неполной функциональности.
В такой ситуации необходима не только помощь юриста, но и экспертиза, которая докажет, что техника не выполняет всех заявленных задач или является опасной. Требование о замене и возврате не будет удовлетворено, если техника может быть направлена на гарантийный ремонт, и продавец готов обеспечить этот ремонт за свой счет.
Подсудность этого иска определяет сам истец — можно идти в суд своего района, по месту расположения продавца и даже по месту оказания услуги (приобретения товара).
При требовании суммы до 100 тысяч рублей дело рассматривает мировой суд, пошлину платить придется при сумме требований от 1 млн рублей.
В исковое заявление о нарушении и защите прав потребителя можно включить:
Судебная практика показывает, что отсутствие кассовых чеков и иных платежных документов не является непреодолимым препятствием для подачи иска.
Если вы провели платеж и после выбросили, потеряли чек, то можете в заявлении ходатайствовать об истребовании судом документов — контрольных кассовых лент, данных из платежных систем. Требовать компенсации понесенного ущерба можно в том же иске, а при отложенном вреде — отдельно, используя решение первое решение суда в вашу пользу.
Если имеются оговорки "товар может отличаться от заявленного в описании", вам может потребоваться экспертиза потребительских свойств, чтобы доказать неполную функциональность вещи.
Скачать исковое заявление о защите прав потребителя можно на нашем сайте.
Настоятельно рекомендуем проконсультироваться с нашим юристом онлайн или заказать исковое заявление по вашим материалам, так как положения закона о правах потребителя должны быть правильно истолкованы и указаны в иске.